2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.Аутизм - нарушение восприятия реальности или просто другая реальность.
Автор: Наталья В.внимание на здоровье
Живопись: Марк Шагал, "Одиночество", 1933
Что это?
Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
Аутизм является одной из составляющих понятия РАС- расстройства аутического спектра.
Термином расстройства аутического спектра описывается диапазон состояний развития, включающий [классический] аутизм, высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутического спектра характеризуются «триадой нарушений»
1.трудности с социальным взаимодействием - нарушение, задержка или атипичность межличностных отношений.
2. нарушение развитие речи и, как следствие, социальной коммуникации ( может быть нарушение коммуникации без нарушения развития речи: с-м Аспергена).
3. нарушение гибкости мышления - однообразность мышления и поведения и бедное социальное воображение. Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие «ролевых игр».
Классический аутизм представляет собой гетерогенный синдром, определяемый по нарушениям в трёх ключевых областях: социальном взаимодействии, речи и диапазоне интересов. Может сопровождаться задержкой умственного развития.
Диагноз высокофункционального аутизма устанавливается, когда представлена триада нарушений, но нет задержки умственного развития.
Диагноз синдрома Аспергера устанавливается, когда представлена триада нарушений, но нет задержки умственного развития, а так же нет задержки развития речи.
Люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера часто имеют IQ средний или выше среднего. Однако такие люди могут испытывать крайние дефициты в области социальных взаимоотношений, гибкости мышления и поведения, в речи и коммуникациях.
Проявления аутизма
Если почитать полный перечень признаков аутизма, то любой человек найдет у себя не один. Очень трудно установить четкие критерии диагностики этого изменения в психике человека. Но, если в целом среднестатистический человек смотрит на мир среднестатистически (просто порой что-то «не так», «нет настроения», но это « не так» так же одинаково по проявлению в целом в популяции), то люди с аутизмом постоянно видят мир по-своему, причем это « по-своему» у каждого свое. Они как бы стоят на грани между нормой и заболеванием. Но эта грань именно для них является их индивидуальной нормой. Если эта норма нарушается, аутист испытывает сильнейший эмоциональный стресс.
Самые яркие проявления - позднее развитие речи, непонимание границ общения, непонимание двусмысленных выражений (понимается только буквальный смысл), эхолалирование ( повторение "не к месту" услышанных ранее фраз), ритуалы, проблемы с обучением, проблемы с социальными контактами, навязчивые монотонные движения, повышенная (или сниженная) чувствительность органов чувств, узконаправленный интерес (плохо переключаются на что-то новое, это вызывает стресс и пугает).
Когда ребенка-аутиста что-то пугает это приводит к истерике и бурному проявлянию недовольства, вплоть до нанесения самоповреждений (укусы, бьется головой о стену) и агрессии по отношению к окружающим.
Причины
Четких пониманий причин аутизма на сегодняшний день нет.
Большинство исследователей указывают на генетический характер изменений, который затрагивает несколько десятков разнообразных генов, поэтому нахождение единого « гена аутизма» маловероятно.
Так же формированию данных нарушений способствуют все так, называемые «общечеловеческие» факторы: влияние на плод в течение беременности, стрессы, неправильное питание, экология и т.д.
Генетический характер изменений – это все мутации, которые происходят в геноме человека. Набор этих мутаций получает плод при оплодотворении. Что-то от мамы, что-то от папы, соединились вместе несколько измененных генов - возможно формирование, в данном случае, аутизма. Помимо генетики на плод влияет, что ест и пьет мама до и в течение беременности, какой эмоциональный настрой у нее и ее окружения, как прошли роды.
Расстройства аутического спектра являются пожизненными состояниями. Лечения от них нет.
Профилактика(предотвращение) заключается в понимании женщиной и мужчиной всей ответственности за здоровье их будущих детей. Конечно, 100 % обезопасить себе от генных мутаций невозможно. Но свести к минимуму вредное влияние на гены окружающей среды- это вполне реально для тех, кто задумывается о будущем.
Если вы решили стать родителями, пожалуйста:
-откажитесь от курения
- откажитесь от алкоголя
-откажитесь от любых наркотиков, какими бы « легкими» они вам не казались
- пересмотрите свой рацион питания в сторону «меньше жира - больше травы».
- обязательно занимайтесь физкультурой
- ищите источники позитивного настроя
Какие преимущества есть у людей с РАС?
Каждый конкретный человек с РАС может иметь рад преимуществ по сравнению с «общестатистическим» человеком. Даже, если эти преимущества наблюдаются в строго определенном узком направлении деятельности, это все равно ПРЕИМУЩЕСТВА!
Люди с синдромом Аспергера часто имеют более высокий уровень интеллекта, чем население в целом. Люди с РАС часто имеют расширенную память на фактическую информацию и детали, являются конкретными и логичными мыслителями, очень честные, прекрасные визуальные ученики, перфекционисты, обладают выдающимися упорством и решительностью, а небольшое число имеют способности "саванта"- т.е. гения узкого направления (савант- главный герой фильма «Форест Гамп»).
Ребенок боится звука пылесоса - он аутист? : Тест для детей
Более подробно о РАС : Про аутизм, Синдром Аспергера